Газета "Все краски детства"(ноябрь 2020), № 2, № 3
Дидактическое пособие «Дружная семейка»
Набор включает часы с изображениями членов семьи (6 человек: бабушка, дедушка, папа, мама, дочь, сын), карточки с обязанностями (18).Пособие используются для формирования представления детей о семье, ее членах, семейных обязанностях, родственных связях.
Данное дидактическое пособие уникально тем, что имеет яркие, красочные ламинированные карточки, ребенок может неоднократно прикреплять их к липучкам на часах, откреплять, менять местами. Пособие можно дополнять и видоизменять, что никак не перегрузит его, а лишь сделает более функциональным.
Все игры, представленные ниже и входящие в пособие «Дружная семейка» как с группой детей, так и с подгруппой, индивидуально.
«Подели обязанности»
Цель: формирование позитивного образа семьи и желания жить в гармоничной и дружной семье.
Задачи: уточнить представления о распределении семейных обязанностей, продолжать развивать у детей поисково-творческую деятельность.
Возрастная группа: 5-7 лет.
Ход игры:
Предложите детям вспомнить как зовут членов семьи и родственную связь между членами их семьи. Предложите соотнести картинку с тем человеком, который должен выполнять эти обязанности дома. Например: мама - варит обед.
«Как зовут членов семьи»
Цель: воспитание любви к своей семье, развитие памяти.
Задачи: способствовать запоминанию и называнию детьми членов своей семьи, формирование представлений о жизни семьи.
Возрастная группа: 3-7 лет.
Ход игры:
Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».
«Угадай, о ком я говорю»
Цель: активизация в речи детей слов, обозначающих членов семьи; совершенствование умения детей подбирать определения, характеризующие членов семьи, отвечая на поставленные вопросы (Какой? Какая?).
Задачи: развивать умение сравнивать, выделять характерные признаки.
Возрастная группа: 3-7 лет.
Ход игры:
Педагог перечисляет определения, характеризующие членов семьи, а ребенок должен отгадать, кто это.
- Любимая, заботливая, нежная – мама;
- Добрая, ласковая, милая – бабушка;
- Серьезный, сильный, трудолюбивый – папа;
- Добрый, серьезный, умный – дедушка.
«Кто живет в домике»
Цель: формирование представлений о членах семьи.
Задачи: формировать умения рассуждать, развивать устную речь.
Возрастная группа: 3-7 лет.
Ход игры:
Дети перечисляют членов семьи, представленных в домике, рассказывают про каждого из них.
Вопросы:
- Кто кому в семье приходится?
- Кто старше, кто моложе и почему?
- Кого в семье мы можем назвать пожилыми и молодыми людьми и почему?
- Кто в семье главнее мама или папа и почему?
- Что такое семья?
- Кто бабушка для твоего папы?
- Кто дедушка для твоего папы?
Если ребенку ночью страшно…
Ночные страхи у детей происходят ночью, примерно через 1-3 часа после засыпания. Ребенок внезапно пробуждается и начинает кричать. Иногда, покричав, он успокаивается и вновь засыпает. Такое явление довольно часто встречается в возрасте 2-6 лет и называется — ночной страх у детей.
Во время сна мозг человека перерабатывает дневную информацию и откладывает ее в долговременную память. Мозг малыша еще не очень хорошо справляется с этой задачей. Любое перевозбуждение нервной системы — разлука с мамой, высокая температура, поход в гости, активные игры перед сном и так далее — может дать сбой и привести к появлению приступа ночного страха.
Если ваш ребенок проснулся и ему страшно, лучше посидеть рядом с ним и попробовать успокоить ласковой речью. Необходимо проявить немного терпения и побыть рядом, пока он не уснет крепким сном.
Профилактикой ночных страхов у детей могут быть
следующие меры:
· Возьмите за правило придерживаться режима и всегда укладывать малыша спать в одно и тоже время.
· Не устраивайте вечером активных игр. Лучше проведите спокойные занятия — рисование, лепку.
· Избегайте просмотра мультфильмов и фильмов, в которых присутствуют насилие, колдовство, много криков и движений.
· Не перекармливайте малыша на ночь.
· Проветривайте комнату перед сном.
· Постель должна быть теплой, уютной и достаточно просторной.
· Хорошему сну способствует чтение добрых книг.
· Как можно чаще заверяйте ребенка в своей любви, чтобы он не чувствовал себя заброшенным и одиноким.
· Позаботьтесь о спокойной эмоциональной атмосфере дома.
· Когда ребенок ложиться спать, приглушите все звуки.
· Если нужно оставить свет, пусть он будет неярким.
Ночные страхи у детей — явление кратковременное. Лишь в редких случаях, когда приступы происходят слишком часто, может понадобиться консультация невролога. В большинстве же случаев дети перерастают период ночных страхов, и родители забывают об этом наваждении навсегда.
В моей работе с детьми также есть направление профилактика и коррекция детских ночных страхов, в которой я использую элементы сказкотерапии, изотерапии, творческой трудовой деятельности. В такой совместной работе важно, чтобы ребенок через чувства, мысли и поведения героев сказок прочувствовал и выразил свои.
Очень интересным опытом работы по коррекции ночных страхов, стала совместная деятельность с детьми под названием «Город мастеров». Марья-Искусница пригласила ребят с такой проблемой в волшебный город, в котором мастера создают обереги детских снов. Дети с большим желанием отправились в мастерскую города, где с интересом, творчеством создавали свои неповторимые волшебные обереги. Чтобы вдохнуть защитную силу в оберег, мы с ребятами использовали волшебные слова, которые необходимо проговорить перед сном. Уходя, путешественники были довольны и рады от создания своими руками волшебного оберега. От наших маленьких мастеров я уже получила положительные отзывы о силе оберега. По их словам спать им теперь намного спокойней под защитной силой волшебного «хранителя».