ГАЗЕТА "Говор-р-руша"
(редактор учитель-логопед Емельянцева Мария Васильевна)
№ 1, № 2, № 3
ГАЗЕТА "ЧИСТОРЕЧИЕ"
(редактор учитель-логопед Казанцева Татьяна Андреевна)
№ 1, № 2
- Речевые игры для дошкольника (рекомендации учителя-логопеда М.В.Емельянцевой)
КАК УЧИТЬ СТИХИ С РЕБЁНКОМ
Многие родители ошибочно считают, что заучивание и чтение стихов – это бесполезное умение, которое в жизни никогда не пригодится. На самом деле стихотворения в жизни малыша играют весомую роль.
Заучивание стихов в детском возрасте является важным обучающим и воспитательным моментом, так как расширяет кругозор маленького человечка, учит восприятию поэзии, улучшает речь и способствует формированию культуры. А самое главное – развивает память, а значит, в целом улучшает обучаемость ребенка.
Мелодичность и напевность стихов отлично воспринимается детьми любого возраста, поэтому начинать их учить нужно как можно раньше. Дети с большим удовольствием слушают стихи и любят их больше чем прозу, так как ее монотонность может утомлять. Недаром большинство детских писателей пишут свои сказки и рассказы именно в стихах. В отличие от прозы стихи легко запоминаются и откладываются в подсознании.
Практические советы.
Чтобы ребенок легко запоминал рифму, нужно как можно раньше познакомить его с «музыкой» стихотворения. Малыш еще лежит в коляске, а вы уже начитываете ему ритмичные «Наша Таня громко плачет» или «Гуси, гуси, га-га-га!». По мере взросления этот самый первый, заложенный в подсознании опыт, позволит ребенку гораздо легче проходить процесс заучивания.
В тех семьях, где близкие часто и много разговаривают с малышом, поют ему песенки и начитывают стишки, кроха уже в годик смешно качается и ахает в ритм стихотворения «Идет бычок, качается».
Самый благоприятный возраст для разучивания стихов — 4-5 лет, когда память начинает развиваться быстрыми темпами. И если раньше мы просто зачитывали произведения малышу — что-то да запомнит, то после четырех лет начинается осознанное запоминание текста наизусть. Учить как можно больше — вот лучший способ сформировать нужный объем памяти для дальнейшего обучения!
Эмоционально и с выражением — именно так следует разучивать стихотворение, иначе оно потеряет всякий смысл для ребенка.
Если стихотворение будет соответствовать темпераменту и возрасту ребенка, его легче будет выучить. Для детей лучше выбирать стихотворения А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского, Е. Благининой, С. Капутикян. В стихах перечисленных поэтов присутствуют конкретные образы, и ребенку будет легче представить то, о чем говорится в стихотворении, что ускорит процесс запоминания текста. Спокойным ребятишкам лучше предлагать стихи плавные, размеренные, а вот непоседам подойдут веселые, ритмичные. Лет с 3-4 можно начинать читать детям сказки Пушкина. Но длинные сказки нужно читать не сразу целиком за один раз, лучше разбивать их на несколько частей. Например, читать утром и вечером. Иначе длинная сказка будет сильно утомлять ребенка
Выбирайте стихи, в которых содержится много глаголов, существительных, динамика действий, так как такие стихи детям запомнить проще.
Лучше всего учить стихи в виде игры. Можно облегчить изучение стихотворения с помощью обычного мячика. Для этого один из родителей кидает мяч в руки ребенку и произносит первую строку стихотворения, малыш, в свою очередь, кидает мячик обратно, повторяя, сказанное родителем. Далее таким же образом продолжаем со второй строкой и последующими. Когда ребенок выучит стихотворение, можно предложить кидать мячик друг другу и по очереди называть слова из выученного стиха. Так незаметно, играя, ребенок сам не заметит, как выучит стихотворение наизусть.
Небольшие четверостишия могут стать волшебным заклинанием или паролем для входа в замок. Можно поиграть в концерт, с ребенком в роли главного артиста. Многие дети любят, когда их фотографируют и снимают на камеру - предложите малышу снять фильм о том, как он рассказывает стих. Это не только развлечет ребенка, но и поможет ему понять свои ошибки – например, если малыш читает стих слишком тихо.
Еще одна игра для легкого запоминания стишков - читать их по 2 строчки с разной интонацией: с радостью, с удивлением, с осуждением и т.д.
Не настаивайте на изучении стихов, если ребенок не в настроении, чем-то занят, расстроен. Это может отбить у ребенка всякое желание, и он потеряет интерес к стихам.
Важный момент: в раннем возрасте разученное произведение обязательно должно быть для кого-то подарком.
Посвятите его маме, бабушке, тете или же Деду Морозу. Лишь в 7-8 лет ребенок начнет осознавать, что стихи можно и нужно учить для своего удовольствия.
Прежде чем начать занятие, прочитайте сами текст с выражением, а лучше выучите наизусть. Затем обязательно найдите в тексте непонятные для ребенка места или незнакомые слова и объясните их значение. После этого еще раз нужно прочитать стихотворение — медленно и со смысловыми акцентами. После второго прочтения расскажите малышу о том, кто и когда написал это замечательное произведение, покажите иллюстрации в книге. И пока чадо будет их разглядывать, прочитайте текст еще раз.
Такой подход приучает ребенка легче воспринимать поэзию: у него постепенно формируется художественный образ стихотворения. Ну, а после подготовительной работы можете начинать процесс заучивания.
Одни из нас легче запоминают стихи на слух, другие — когда ходят по комнате в ритм стихотворения, третьим непременно нужно прочитать текст самим несколько раз, ну, а четвертым необходима полная тишина и неподвижность. От этого зависит, с помощью какого метода человеку легче заучивать стихотворение.
Методы заучивания стихотворений:
Слуховой. Самый распространенный метод. Сначала заучивается каждое четверостишие, а затем — весь стих целиком. Здесь идет слуховая опора на рифму.
Визуальный. Его часто путают с обычным показом книжных картинок. На самом деле вы создаете простой «картинный план» на глазах у ребенка одновременно с разучиванием стиха. То есть вы читаете строчку и изображаете то, о чем идет речь, отделяя на рисунке каждую картинку горизонтальной чертой. А затем по этому плану малыш несколько раз рассказывает стихотворение.
Двигательный. Метод заключается в том, что ребенок подкрепляет запоминание движением. Так, можно взять толстую нитку и «смотать стишок в клубочек», повторяя строчку за строчкой. А затем его размотать. После чего он прячет ручки за спину и понарошку наматывает клубок. Как вариант — нанизывать бусы, пирамидку, пуговицы.
Логический. После подготовительной работы прочитайте первые строки стихотворения, затем остановитесь и попросите малыша рассказать, что же было дальше, своими словами. Потом читайте уже с того места, на котором ребенок остановился, и дальше пусть снова он продолжает. Здесь ребенок опирается на смысловые связи и постепенно запоминает текст.
Попробуйте по очереди каждый из методов, и вы поймете, как именно вашему малышу легче дается запоминание. Кстати, именно так можно сделать вывод, какой вид памяти у ребенка является первостепенным. А может, вы будете пользоваться несколькими методами, ведь главное — результат.
И последний совет: нарисуйте с крохой каждое выученное произведение. Создайте свою авторскую иллюстрацию к нему, подпишите автора и название. А затем складывайте эти рисунки в отдельную папку. В дальнейшем так приятно будет рассматривать их с близкими, вспоминать ранее выученные стихотворения!
Это отличный способ мотивировать малыша для пополнения литературных знаний, а заодно и своеобразный подсчет его достижений.
Декабрь 2019
Если Вашему малышу 2-4 года.
Вот 10 советов, которые помогут Вашему ребенку быстрее начать говорить.
1. Призывайте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!
Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может лучше всё понять и быстрее заговорить.
2. Используйте короткие слова, простые и понятные!
Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы (но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы, такие как «возьми мишку», «принеси куклу», «где кубик?» Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать Вам!
3. Не говорите слишком быстро!
Как ребенок может начать говорить, если он слышит от Вас речь, из которой невозможно выделить что-то конкретное? Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.
4. Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!
«Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем есть суп». Рассказывайте обо всём, что Вы делаете постоянно, даже во время приготовления пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного потока слов. Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймёте, когда надо говорить, а когда надо слушать. Правильный баланс в этом очень важен!
5. Читайте ребёнку книги!
Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к литературе. Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.
6. Ограничивайте просмотр телевизора!
Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора. Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.
7. Почаще включайте музыку и песенки для малышей!
Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же содействуют развитию восприятия ребёнка. Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно сочетать с движением. Так тренируется слухо-моторная координация. Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.
8. Поощряйте двигательную активность ребёнка!
Замечено, что многие дети с недостатками речевого развития очень неуклюжи. Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.
9. Развивайте мелкую моторику!
О взаимосвязи речи и движений руки знает, пожалуй, каждая мама. Так что давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы. Следует отметить, ребенок, играя с мелкими предметами всегда должен это делать только под присмотром взрослого. Старайтесь покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»).
Особенно полезна пальчиковая гимнастика!
10. Исключите любые чрезмерные требования!
Разве это не должно быть очевидным? Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми. Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными.
Следуйте этим 10 советам, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!
Учитель-логопед Мария Васильевна Емельянцева
Учитель-логопед Ксения Александровна Павлова
14 советов для родителей.
1. НАЧНЕМ С ВАС.
Даже если вы молчаливы от природы - все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объяснит то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами!
2. ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДОВ.
Озвучивайте любую ситуацию, но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустую, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается. Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
3. ГОВОРИТЕ ЧЕТКО.
Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.
4. ТО ЖЕ, НО ПО-РАЗНОМУ
Повторяйте помногу раз одно и то же слово, да и фразу: но в этом случае, меняя порядок слов ("Папа пришел, пришел наш папа". "Мячик упал, упал мячик, упал"). Это позволяет ребенку легче услышать и понять: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь новое слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.
5. ВСЕ ЧУВСТВА-В СОЮЗЕ С РЕЧЬЮ.
Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогал, нюхал, щупал его, то есть- изучать различными способами. Если вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз-коротко, четко, выразительно.
6. В ОСНОВЕ РЕЧИ-СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЩЕНИЮ.
Как бы несовершенно ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт, даже если он вообще еще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный (несловесный) диалог, "приветствуя, одобряя" любой ответ (жест, выразительный взгляд, вокализация). Поддерживайте его стремление общаться!
7. УВАЖАЙТЕ ЕГО ПОПЫТКИ ГОВОРИТЬ.
В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или вместе с вами выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания-поэтому ему необходимо слышать себя.
8.УЧИТЕ В ИГРЕ.
Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички "ау-ау". Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.
9. НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ ЕГО ЖЕЛАНИИ.
Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В этом случае у малыша нет необходимости произносить что-либо-достаточно просто посмотреть, протянуть руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения. И хотя жест-это тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне.
10.РАСШИРЯЙТЕ СЛОВАРЬ МАЛЫША.
Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его-это пассивный словарь, говорит-это активный словарь. Активный может быть еще совсем мал. Но если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в его пассивный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках в книжках и, конечно, имена родственников и всех близких людей. Научите ребенка показывать "где ручки, где ножки" (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: "Где стол?", "Где киса?" и т.д.
11. РАЗВИВАЙТЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ.
Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающие одним звуком (крыса-крыша, нос-нож, уточка-удочка и т.д.)
12. ЧИТАЙТЕ, ЧИТАЙТЕ, ЧИТАЙТЕ…
Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз, не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение-покажите его в лицах и с предметами: а предметы эти дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последнее слово каждой строки, предоставляя это сделать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизвести его. 13.ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ РЕЧИ.
Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики-точных движений пальцев руки. Она, это моторика, тесно связана с развитие речи. Лепка, рисование, "пальчиковый театр", игры с мелкими предметами (все это поможет речи, а в будущем и письму.
14. ТОЛЬКО ВЫ!
Помните: только вы и ваша вера в его силы и способности могут помочь ему развиться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!
Декабрь 2019
В октябре прошел мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика с ребенком дома"
Взаимодействие семьи и специалиста в коррекции речевого развития ребенка
Если ваш ребенок занимается с логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей. Для достижения наиболее эффективного результата необходимы ежедневные логопедические занятия, поэтому логопеду очень важна работа, которая ведется в семье.
У многих родителей часто возникает вопрос: как долго будет проходить коррекционная работа с детьми, и когда она закончится? Здесь следует отметить, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от следующих факторов:
-степени сложности дефекта;
-возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
-регулярности проведения занятий;
-участия родителей в коррекционном процессе.
После каждого занятия с ребенком логопед записывает в специальную тетрадь домашние задания, которые рекомендует выполнять ежедневно. Это далеко не просто. Ведь нужно выкроить время, чтобы сесть рядом с ребенком за стол, проговорить устные задания и нарисовать или наклеить в тетрадь соответствующие теме картинки. Кроме этого логопед дает задания по автоматизации звуков: пересказ, проговаривание слов и предложений. Один ребенок, какой бы он ни был самостоятельный, не сможет хорошо справиться с домашними заданиями. Поэтому, очень важно выполнять эти задания вместе с ребенком. Это полезно для закрепления знаний по развитию речи, а так же для правильного произношения.
Более того, ребенок привыкает к систематическим заданиям, и в школе не придется силой усаживать его за уроки.
У ребенка не всегда может все получаться сразу, что вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание на том, что у ребенка не получается. Надо подбодрить его, вернуть к более простому, уже отработанному материалу. Ребенку необходимо внушить веру в успех, сказать, что все у него обязательно получится. Стоит присмотреться к своему малышу и его интересам. И, проводя занятия в виде игры, попытаться вовлечь его в этот процесс.
Исправление звуков проводится поэтапно:
1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);
2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);
3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);
4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).
Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.
Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома!
Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.
Если звук поставлен, закрепляйте его: называйте картинки, определите место звука в слове (начало, середина, конец слова), составьте с данными словами предложения, выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради, обязательно следите за поставленными звуками в повседневной речи.
Чтобы занятия с ребенком были успешными необходимо:
1. Определить четкое время занятий. Правилу занятий в определенное время необходимо следовать ежедневно, а не от случая к случаю. Это время развития ребенка вами и вместе с вами. Очень важна самоорганизация родителей. Порядок важности родитель выбирает сам. И в этом выборе им может помочь известный факт, что на исправление упущенного в коррекции речи и воспитании детей потом уходит во много раз больше времени и сил.
2.Занятия должны проходить в течение 10-15 минут.
3. К моменту занятий предварительно изучить задание (не делать это при ребенке). Распределить, какую часть задания выполните в игровой форме (по дороге, на кухне, в транспорте и т.д.), а над чем необходимо «посидеть» перед зеркалом, за столом в установленное время.
4.Текущую коррекцию проводить мягко и не авторитарно.
5. Подкреплять достижения ребенка похвалой и радостными восклицаниями. Подчеркивайте, что вам нравится заниматься с ним.
6. Родителям - иметь терпение, выдержку, желание помочь своему ребенку добиться успехов.
Следует знать, что ожидаемый результат достигается только в результате систематической, длительной работы с ребенком. Главное помнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а преодолеть недостатки предпочтительнее в детском возрасте-всему свое время.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
дома:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 3-5 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Крупные возможности мелкой моторики
В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика руки.
Хорошо известно о взаимодействие развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Задача взрослых при подготовке ребенка к школе - помочь в развитии мелкой моторики руки. Развитая моторика рук способствует развитию речи, т.е. «как работают руки, так работает голова».
Работа по развитию руки содержит целый комплекс мер, в которые входят:
· Разнообразные пальчиковые игры и упражнения;
· Пальчиковый театр;
· Рисование разными способами: пальцами, кистью, карандашом и пр.;
· Графические упражнения;
· Лепка;
· Ручной труд, в которой входят работа с природным материалом, бумагой или бумажная пластика, плетение.
Дошкольная программа развития и обучения детей предусматривает работу с бумагой, которая незаменима как материал для детского творчества. Работая с бумагой, дети понимают, что она универсальна, ее можно складывать, вырезать, плести. Проявляя свои творческие способности, ребенок формирует зачатки познавательной и исследовательской деятельности.
Существуют различные виды бумажной пластики:
u Аппликация;
u Силуэтное вырезание;
u Конструирование из бумажных полос;
u Папье-маше;
u Оригами.
Все указанные виды работ хороши тем, что дают возможность ребенку работать двумя руками одновременно, а в оригами очень часто одинаковые движения выполняют обе руки, что безусловно, положительно влияет как на развитие моторики рук, так и на мозговую деятельность и соответственно на развитие речи.
Занятие оригами позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. У детей совершенствуется мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными, вырабатывается усидчивость.